Все способы обеспечения безопасности персональных данных, на которые посягают при совершении телефонных звонков мошенники, делятся на две группы:
- меры, предпринимаемые компетентными лицами (кредитные организации, мобильные операторы, госорганы);
- самостоятельные действия граждан, получивших подозрительный звонок.
Меры, предпринимаемые компетентными лицами
Чтобы усилить противодействие основанному на социальном инжиниринге мошенничеству, некоторые банки и мобильные операторы объединяют усилия. Совместными действиями кредитных организаций и поставщиков связи становятся защищающие личные данные клиентов антифрод-платформы. Они интегрированы с двумя интеллектуальными объектами:
- с банковской CRM-системой;
- с коммутаторами мобильного оператора.
Система в автоматическом режиме идентифицирует входящие на номер клиента звонки, и в случае подозрений на совершение мошеннических действий (номер звонившего не идентифицируется коммутаторами мобильного оператора как номер банка) банковской системой безопасности CRM выполняется оперативная блокировка транзакции атакуемого злоумышленником клиента.
Со стороны законотворческих органов тоже идет противодействие звонящим клиентам банков мошенникам с подменных номеров банка в виде принятия 9 марта 2021 года закона. Акт направлен на предупреждение преступлений, совершаемых с незаконным использованием средств мобильной связи в исправительных учреждениях и следственных изоляторах.
Закон предусматривает два действия уполномоченных лиц:
- оперативным путем выявление сотрудниками ФСИН работы сотового телефона на территории учреждения исполнительной системы;
- последующая блокировка мобильным оператором телефонного соединения.
Самостоятельные действия граждан для обеспечения безопасности своих личных данных при получении звонка от мошенников
Мошенничество с использованием средств мобильной связи совершенствуется с целью затруднить распознавание обмана: регулярно появляются новые схемы, эволюционируют старые. Вот почему главной превентивной мерой безопасности личных данных, становящихся потенциальным объектом преступных намерений, считается осведомленность о существующих схемах обмана по телефону.
Граждане должны знать, что банк НИКОГДА не будет запрашивать персональные данные и другие конфиденциальные сведения, а мошенники научились:
- подменять исходящие телефонные номера (например, «подделывание» под официальные номера Сбербанка);
- дистанционно оказывать психологическое воздействие (запугивать, играть на чувстве жадности, тревоги за близкого);
- подделывать голоса родственников, известных (медийных) личностей и т. д.
Вот почему при подозрении на попытку мошенничества следует немедленно прекратить общение и ни в коем случае не выполнять инструкции, которые подозрительный субъект сообщил во время звонка. Чтобы проверить подозрения, рекомендуется сразу перезвонить, но на официальный номер банка/мобильного оператора.
Три радикальных способа предотвращения нежелательных звонков
Чтобы сразу пресечь попытки мошенника связаться в телефонном режиме, существуют три решения:
- настроить смартфон;
- воспользоваться опцией «Черный список»;
- загрузить специальное мобильное приложение.
Настройки телефона
Почти все современные модели смартфонов и мобильных телефонов оснащены функцией «АОН/Спам». Они показывают все, даже скрытые номера входящих звонков, и идентифицируют спам.
Еще один способ — воспользоваться заводскими настройками и отключить все звонки с номеров, не внесенных в телефонную книгу.
Дополнительные услуги от оператора
«Мегафон», «Билайн» и другие крупные операторы сотовой связи предоставляют своим абонентам дополнительные услуги (платные и бесплатные) по предотвращению нежелательных входящих:
- «SMS-фильтр»;
- «Антиспам»;
- «Черный список» и т. д.
Мобильное приложение
Такие определяющие номера мобильные приложения разработаны, как правило, не операторами мобильной связи, а «Касперским», «Яндексом» и другими сторонними разработчиками. Загруженное в смартфон мобильное приложение получает доступ к телефонной книге.